Встречи с Северным

Автор проекта Ирина Третьякова

23.10.2018

Встречи с Северным

Регион:Челябинская область
Место проекта:Челябинская область, г. Верхний Уфалей
Чему посвящен арт-объект:Павел Северный
Какие мероприятия могут проводиться рядом с арт-объектом?:экскурсии, городские квесты, фотосессии

  Павел Александрович Северный (фон Ольбрих) родился 27 сентября 1900 г. в семье горного инженера барона Александра фон Ольбриха, который был направлен товариществом Сергинско-Уфалейских горных заводов в 1899 г. управляющим Верхнеуфалейского чугуноплавильного и железоделательного завода.

С 1903 г. семья кочевала по уральским заводам. Перед революцией Ольбрихи жили в Невьянске, в 1919 г. Александр с женой и дочерьми были расстреляны большевиками.

Павел — поручик, командир роты 25-го Екатеринбургского полка 7-й Уральской дивизии Колчака, отступал со всей белой армией, проплыв на одном из последних пароходов с беженцами из Тавды до Тобольска. Дальше  — кратковременное пребывание в Омске, бегство от наступавших стрелковых дивизий Красной Армии через Новониколаевск (Новосибирск), Красноярск, Бирюсинск, Иркутск. Он не раз должен был умереть на том гибельном пути – от сыпного тифа, от пули при невероятном по дерзости побеге из красного плена, в походе через заснеженную Сибирь, устеленную трупами замерзших. Он мог, наконец, утонуть в байкальском ледоломе при переходе от Иркутска в Забайкалье.

Как часто вспоминал он исход из России… Отступление белой армии от Екатеринбурга, переход ее остатков через Байкал Павел Александрович в конце жизни опишет в своем знаменитом автобиографическом романе «Ледяной смех».

В начале 1920 года Павел Александрович переправился в Маньчжурию, где некоторое время работал на КВЖД. Но надолго там не задержался: на станцию, где он работал, напали хунхузы, речные пираты, грабившие пассажиров на железной дороге. У них были свои неписаные законы: к примеру, себе забирали ровно половину того, что везли с собой путешественники и никого не брали в плен. Однако работникам КВЖД не было пощады. Павла спасло лишь то, что за него предложили выкуп руководители железной дороги. После освобождения Павел Александрович отправился в Китай. Из Харбина пешком в Шанхай почти через всю страну – с севера на юг. Европеец, путешествующий по Поднебесной на своих двоих – это сенсация. Самые богатые и знатные китайцы считали за честь предоставить ему ночлег.

Едва ли когда-то и кому-то удастся восстановить полностью всю биографию писателя. Даже самым близким друзьям и родственникам не суждено было знать всех подробностей его жизни…

Живя в эмиграции, Павел Северный был очень дружен с семьей Рерихов, глубоко уважал Николая Константиновича и сетовал, что тот много сил вложил в изображение Гималаев, древнерусский же цикл многого недополучил. Н. К. Рерих о произведениях Павла Северного: «Сердечно благодарю Вас за книги Ваши, посвящённые Пушкину и Тургеневу. Прочёл их с большой радостью, ибо такие характеристики наших великих людей по моему мнению совершенно необходимы. Помимо отличного слога Вы умеете так бережно выявить все прекрасные стороны великих характеров, что для молодого поколения Ваши книги будут  ведущими вехами…» Также водил близкое знакомство с Александром Вертинским, с его дочерьми – Марианной и Анастасией, дружил с Сергеем Лемешевым, Фёдором Шаляпиным, Лу Сином…

В двадцатых – тридцатых годах XX века Павел Александрович познакомился со своей будущей женой Тамарой Александровной Купер, дочерью крупного торговца пушниной. Будущая супруга писателя училась на косметолога у известного в то время профессора Крамайера в Берлине, стажировалась в Париже.

— В Шанхае, — вспоминал Арсений Северный, сын писателя, — у родителей был свой особняк с садом, собакой, но тогда я был еще совсем маленький (род. в 1939 г.). Позднее жили уже в двухкомнатной квартире. Правда, прислугу имели. Отец работал в Американской библиотеке (1944 – 1948 г.г.), в советском торгпредстве (1948 г.), в газете «Новая жизнь» корректором, затем редактором (до 1954 г.), преподавал вплоть до отъезда русский язык и русскую и советскую литературу в Шанхайском институте русского языка, в Футанском университете (1944 – 1954 г.г.).

Но писателя мучила ностальгия. Та самая тоска по Родине, что не давала покоя многим россиянам за рубежом. Павел Северный рвался на родину, но пыл его останавливала жена, Тамара Александровна, мудрая женщина, понимавшая, что ГУЛАГа ему не избежать. На возвращение в СССР решились только летом 1954 г.

Из воспоминаний Арсения Северного:

— «Досталось нам изрядно. Во-первых, сама дорога. По Китаю…ехали с вещами в вагонах второго класса. Китайские пограничники отнеслись к переселенцам лояльно, особенно нас не трясли. На границе всех переместили в теплушки. На следующей станции с советской стороны репатриантов встречали солдаты с автоматами и собаками – в шеренгу, через каждые двадцать метров. Теплушки приказано было задраить, выходить по одному. Само название той станции чего стоило: Отпор! При осмотре вещей сразу отобрали ящик с папиными книгами (у нас с собой была огромная библиотека в три тысячи томов), дали расписку. Книги вернули только через полгода.

…сразу предупредили – повезут на целину, в Чкаловскую область (авт. – сегодня Оренбургская). Местом жительства нашей семье определили совхоз Бурлыкский, Первая ферма. Отцу сразу предложили должность заведующего библиотекой, в которой оказалось аж целых двести книг! Но затем её определили дочке директора совхоза».

Помогло довольно резкое письмо Молотову – министру иностранных дел СССР, которое Павел Александрович переслал с оказией из Свердловска. Ответ пришёл через пару недель. С назначением на должность технического редактора в Чкаловское книжное издательство.

Путь семье Северных всё-таки лежал в центр России. Первой нелегально переселилась в Подольск Тамара Александровна. Блестяще и в кратчайший срок получила советский диплом о высшем образовании, работала переводчицей на Всемирном фестивале молодёжи и студентов (1957 г.), преподавала английский язык детям сильных мира сего. Она понимала, как жизненно необходимо и важно Павлу Александровичу быть  ближе к Москве, и сделала всё возможное, чтобы семье удалось перебраться в Подмосковье.

К сожалению, первые тиражи  книг Павла Северного постоянно урезали из-за белоэмигрантского прошлого. И только с выходом его знаменитой трилогии «Сказание о старом Урале» Павла Северного приняли в Союз писателей СССР (1964 г.)

Последний роман писателя «Ледяной смех» увидел свет в 1981 году. Павел Александрович успел подержать в руках книгу, подарить её родным и близким.

Умер писатель 12 декабря 1981 года, оставив после себя значительное литературное наследство – 166 произведений (данные на декабрь 2016 г.)! Неизданными (в России – авт.) остаются романы «Кровь и фарфор», «Роса и пыль», «Шамбала», повесть «Сказки пчелиного дедушки» и многое, многое другое. Рукописи бережно хранятся у сына писателя Арсения Северного. Благодаря его стараниям, возможно, и они окажутся изданными. Есть сведения, что в Екатеринбурге готовится к переизданию «Сказание о старом Урале» в подарочном варианте, возможно также переиздание «Ледяного смеха».  Нужно упомянуть, что роман «Косая мадонна» (Издательский дом «Сократ», г. Екатеринбург) в 2011 г. получил диплом лауреата издательского конкурса «Книга года» (г. Екатеринбург) в номинации «Лучшее издание для юношества». В декабре 2016 г. «Оренбургское книжное издательство» выпустило роман «Связанный гнев», рассказывающий о жизни Урала в переломные революционные годы.

На родине писателя Павла Александровича Северного городской музей проводит постоянную работу по восстановлению, сохранению и трансляции биографии и творческого наследия своего земляка. В музее оформлена постоянная экспозиция «Рабочий кабинет писателя», проводятся Большие Северные встречи, создан моноспектакль «Барон фон Ольбрих — Павел Северный», началось производство именного сорта хлеба «Северный»… Не хватает памятного знака в общедоступном месте городской среды.

Память об этом замечательном человеке крайне важна для нас – современников. Его произведения – слава и гордость России, Урала, Верхнего Уфалея. И открытие этого памятного знака будет являться данью уважения и признания истинного патриота Земли русской – Павла Северного!

Поделиться проектом

Наши партнёры

Мы в соцсетях

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности

ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ ИДЕЙ ПО СОЗДАНИЮ КУЛЬТУРНЫХ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ «КУЛЬТУРНЫЙ СЛЕД»

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Всероссийский конкурс идей по созданию культурных достопримечательностей «Культурный след» (далее – Конкурс)

проект, позволяющий жителям городов инициировать создание новых арт-объектов. Лучшие идеи будут реализованы профессиональными художниками на конкурсной основе.

1.2. В конкурсе могут принимать участие все желающие вне зависимости от возраста, образования, национальности и места жительства.

1.3. Конкурс проводится на территории России.

1.4. Конкурс проводится ежегодно.

1.5. Участие в Конкурсе является бесплатным.

1.6. Конкурс проводится при поддержке Фонда президентских грантов, Агентства стратегических инициатив.

1.7. Официальный сайт Конкурса – kultsled.ru

 

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА

2.1. Увековечить память выдающихся людей и значимых событий прошлого.

2.2. Создать универсальный механизм и показать пример развития общественных пространств силами самих жителей этих населенных пунктов.

2.3 Создать новые туристические места (не менее 5 в течение года), новые точки притяжения на карте России, которые будут способствовать развитию внутреннего туризма.

 

3. ОРГАНИЗАТОР КОНКУРСА

3.1. Учредитель Конкурса — НП «Живая классика» (далее – Организатор).

3.3. Руководство организацией и проведением Конкурса осуществляет Рабочая группа, формируемая из представителей НП «Живая классика», Агентства стратегических инициатив, деятелей культуры и искусства.

3.4. Рабочая группа утверждает Экспертный совет Конкурса.

3.6. Подробная информация об организаторах и Экспертном совете Конкурса размещается на официальном сайте Конкурса kultsled.ru

 

4. ПОРЯДОК УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ

4.1. Участие в Конкурсе является бесплатным.

4.2. В конкурсе могут принимать участие все желающие вне зависимости от возраста, образования, национальности и места жительства.

4.3. Отказ в участии в Конкурсе, а также принудительное привлечение к участию в Конкурсе не допускаются.

4.4. Для участия в Конкурсе Конкурсанту необходимо придумать идею арт-объекта и место для его размещения, описать свой проект на сайте kultsled.ru

4.5 Профессиональные художники могут принимать участие в конкурсе. Художник, предложивший идею арт-объекта, может самостоятельно реализовать свою идею арт-объекта. Художникам в заявке необходимо указать бюджет на реализацию проекта.

4.6. В конкурсе принимают участие только идеи новых объектов, которые могут стать достопримечательностью. Издание книг, проведение фестивалей, учреждение премий, строительство и реконструкция зданий, облагораживание территорий и т.д. в рамках данного проекта невозможно.

4.7. Для того чтобы проект рассмотрел Экспертный совет, проекту необходимо набрать не менее 100 голосов поддержки на сайте kultsled.ru

4.8. Организатор оставляет за собой право обнулить количество голосов, набранных проектом, если подозревает автора проекта в искусственной накрутке голосов. При повторном подозрении проект удаляется, а автор вносится в чёрный список

4.9. Экспертный совет выбирает проекты, достойные реализации, из числа проектов, набравших не менее 100 голосов.

4.10. Проекты реализуются при помощи профессиональных художников и архитекторов. Для этого проводится отдельный конкурс среди художников на лучшую визуализацию (см. Раздел 10).

4.11. Авторы проектов, которым удалось создать посещаемый, популярный арт-объект, считаются победителями Конкурса.

4.12. В случае нарушения п.4.6 правил проведения Конкурса участником, Организатор может отказать ему в дальнейшем участии в Конкурсе.

 

5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Проекты оцениваются по следующим параметрам:

Достоверность представленной в заявке информации

Целесообразность реализации проекта в предложенном месте

Реалистичность воплощения идеи

Оригинальность замысла

 

6. ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА

6.1. Формирование экспертного совета, Оргкомитета, Положения о Конкурсе 01.09.2018 - 01.10.2018

6.2 Прием заявок на участие в конкурсе, размещение идей по созданию литературных достопримечательностей на сайте культслед.рф , Интернет-голосование. 01.11.2018 - 01.02.2019

6.3. Подведение итогов конкурса проектов, выявление идей, достойных реализации (на основании Интернет-голосования и решения Экспертного совета) 01.02.2019 - 15.02.2019

6.4. Проведение конкурса среди художников на создание лучшей концепции и эскиза арт-объекта, утверждение не менее 5 лучших концепций и эскизов Экспертным советом 15.02.2019 - 01.04.2019

6.5. Этап реализации проектов, согласование установки арт-объектов с администрацией, создание достопримечательностей, проведение мероприятий по открытию достопримечательностей, широкое освещение открытия каждой достопримечательности в СМИ, размещение результатов работы на сайте конкурса, Интернет-голосование. 10.04.2019 - 30.10.2019

6.6 Этап проведения пиар-компаний созданных достопримечательностей (осуществляют сами конкурсанты, их задача – сделать из арт-объекта достопримечательность, привлечь к своему арт-объекту как можно больше внимания). 01.09.2019 - 31.10.2019

 

7. ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ КОНКУРСАНТОВ

7.1. Регистрация конкурсантов на участие в Конкурсе проходит один раз на сайте kultsled.ru

7.2. Количество предложенных проектов от одного участника неограниченно.

 

8. РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ЭТАПОВ КОНКУРСА

8.1. Первый этап проводится среди Конкурсантов на основании заявок, зарегистрированных на официальном сайте Конкурса культслед.рф

8.2. Для того чтобы заявку участника рассмотрел Экспертный совет, участнику необходимо набрать на сайте не менее 100 голосов поддержки.

8.3. Отзывы на сайте и количество голосов поддержки, набранных сверх 100 необходимых, являются положительным, но не решающим фактором при выборе победителей.

8.4. В задачи автора идеи входит максимальная популяризация своего объекта. С целью рекламы объекта автор идеи может обращаться в средства массовой информации, прибегать к помощи друзей, размещать информацию в социальных сетях, проводить различные мероприятия.

8.5. Призёром Конкурса становятся участник, которому удастся в течение 1 месяца с момента установки арт-объекта организовать наибольшее количество упоминаний арт-объекта в СМИ.

8.6. В качестве приза Призёр получит 100 000 (сто тысяч) рублей.

 

9. КОЛИЧЕСТВО КОНКУРСАНТОВ И ПОБЕДИТЕЛЕЙ ЭТАПОВ КОНКУРСА

9.1. Количество победителей первого тура определяется количеством голосов (не менее 100).

9.2. Экспертный совет выбирает не менее 5 Победителей Конкурса среди Проектов, набравших более 100 голосов.

9.3. Количество Победителей Конкурса – не менее 5 (пяти).

9.4. Путём мониторинга СМИ из пяти Победителей Конкурса выбирается 1 Призёр Конкурса, которому удалось в течение 1 месяца с момента установки арт-объекта организовать наибольшее количество упоминаний арт-объекта в СМИ.

 

10. КОНКУРС СРЕДИ ХУДОЖНИКОВ

10.1 После определения Экспертным советом 5 победителей конкурса проектов, стартует конкурс среди художников на лучшую визуализацию.

10.2. Конкурс среди художников проходит с 15.02.2019 по 1.04.2019.

10.3. Заявки от художников подаются на сайте kultsled.ru

10.4 Художники предлагают свое видение реализации арт-объектов, предложенных конкурсантами.

10.5. Победители среди художников определяются решением членов Экспертного совета.

10.6. Наградой победителям среди художников является реализация их арт-объекта, упоминание их роли как художников арт-объекта во всех материалах о проекте в СМИ, интернет-ресурсах, а также на металлической табличке рядом с арт-объектом и ценные призы от спонсоров конкурса.

 

11. НОМИНАЦИИ И НАГРАДЫ

11.1. Основной Конкурс проводится без номинаций (пять победителей).

11.2. Организаторы Конкурса имеют право вводить дополнительные номинации по своему усмотрению.

11.3. Конкурс среди художников проводится без номинаций.

11.4. Наградой Победителям конкурса проектов является реализация их арт-объекта, диплом победителя конкурса, упоминание их роли как авторов идеи во всех материалах о проекте в СМИ, интернет-ресурсах, а также на металлической табличке рядом с арт-объектом, и ценные призы от спонсоров конкурса.

11.5. Автор арт-объекта с наибольшим упоминанием арт-объекта в СМИ получает денежную премию в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

 

12. ПАРТНЁРЫ ПРОЕКТА

12.1 Фонд президентских грантов осуществляет финансовую поддержку Проекта

12.2 Министерство культуры РФ осуществляет информационную поддержку Проекта, публикует новости проекта на сайте, распространяет информацию среди СМИ

12.3 Общественная палата РФ предоставляет площадку для проведения общественных слушаний на различные тематики, непосредственно связанные с реализацией Проекта, для заседаний Экспертного совета, круглых столов и прочих мероприятий

12.4 РОСИЗО осуществляет информационную поддержку Проекта, информирует СМИ о проведении мероприятий проекта, привлекает экспертов к обсуждениям Проекта

12.5 МАРХИ осуществляет информационную поддержку Проекта, распространяет информацию среди студентов ВУЗа, привлекает молодых художников и архитекторов к конкурсу среди художников

12.6 ФБГУ «Роскультцентр» осуществляет информационную поддержку Проекта в регионах, привлекает к мероприятиям Проекта экспертов из сферы культуры и искусства

12.7 Агентство стратегических инициатив осуществляет информационную, консультационную, юридическую и организационную поддержку Проекта

 

13. ФИНАНСИРОВАНИЕ КОНКУРСА

Проект реализуется на средства Фонда президентских грантов и средства спонсоров конкурса.

 

Скачать как файл (DOCX)