Ракеты

Автор проекта shirca

4.12.2018

Ракеты

Регион: Астраханская область

Место проекта: Астрахань

Чему посвящен арт-объект: Первая «Ракета» История Астраханских судов на подводных крыльях началась в 1960 году с прибытием первого теплохода «Ракета-13». Он мог перевозить до 65 пассажиров, а дизель мощностью в 1400 лошадиных сил разгонял судно до невероятных тогда 65 км/ч.

Какие мероприятия могут проводиться рядом с арт-объектом?: День Ивана Купала

Ходили, помнится, “ракеты” на Бузане, сам их встречал подростком, будучи с родителями на рыбалке. Посчастливилось и проехаться на ней в середине 1990-х до Оля – одно из самых незабываемых впечатлений. Расцвет водного транспорта в области наступил в 1980-х, когда в ведении пассажирского речного управления насчитывалось в общей сложности 50 судов разных типов: скоростных, глиссирующих и собственно “трамвайчиков”. Обслуживалось 17 внутриобластных линий (с охватом от Ахтубинска до Мумры) и 8 пригородных и городских маршрутов. 

Устроено все было очень логично: на далекие расстояния ходили скоростные суда, “на низы” — глиссирующие типа “Заря”, а город и пригород обслуживали “трамвайчики” “Москва”, “ОМ”, “Москвич”. По словам генерального директора Астраханского пассажирского речного порта (АПРП) Вячеслава Гогенко, за навигацию в то время перевозили более 500 тысяч пассажиров. Сегодня – все меньше и меньше: в 2008 году, когда у АПРП было два теплохода, перевезли 116,4 тысячи, ныне же “Москва” осталась в одиночестве и за эту навигацию “взяла на борт” лишь 68 тысяч. 

 

И куда все делось?

В атласе Астраханской области (М., 1968) фигурирует фантастическая цифра 17 млн. пассажиров в год. Видимо, она включает в себя и количество граждан, передвигавшихся на крупных многопалубных судах вроде “Михаила Лермонтова”, “Сергея Кучкина”, “Вацлава Воровского”. Среди них были не только туристические, но и пассажирские суда, то есть человек мог доехать до Саратова, Казани и даже Москвы с комфортом и за небольшие деньги. Вот времечко было… Ныне же в области остался последний “свой” теплоход (“Тимирязев”), да и тот – круизный. А кто сегодня вспомнит “Марию Ермолову” и планировавшиеся круизы на Каспии? Она совершила только один рейс, а теперь работает на нефтяников. Произошло это скорее всего потому, что лайнер не мог прямо с моря зайти на астраханский рейд. 

Преподаватель Волжской государственной академии водного транспорта Светлана Карасева, работавшая в свое время на “Сергее Кучкине” третьим штурманом, с грустью рассказала мне, как в 1997-1998 годах стоявшие в акватории завода им. Урицкого 12 многопалубных теплоходов перегнали в Нижний Новгород и там они сгинули: то ли проданы, а то ли и порезаны. Последнему веришь: помните, как в 1990-х люди делали деньги? Теплоход еще содержать надо, а металлолом от доставшихся за бесценок судов можно выгодно продать.

Гендиректор АПРП те годы оценивает примерно в том же ключе. К 2001 году число маршрутов “трамвайчиков” сократилось до трех (их обслуживали пять теплоходов “Москва”), скоростная линия осталась одна – Астрахань — Оля — Мумра (два судна на подводных крыльях типа “Восход”). Глиссирующих судов вообще не осталось. “Приходили люди с одной целью: распродать, нажиться и бежать”, — сказал он. Суда уходили в другие бассейны, оголяя нашу область.

1
Поделиться проектом

Наши партнёры

Мы в соцсетях

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля