На сайте ведутся технические работы. Возможна некорректная работа некоторых страниц.

Чтобы проголосовать, надо или зарегистироваться

Площадь, посвященная челябинским комсомольцам.

Регион:Челябинская область
Место проекта:Юго-западный угол парка "Алое поле".
Чему посвящен арт-объект:Юбилею челябинскому комсомолу.
Какие мероприятия могут проводиться рядом с арт-объектом?:Общественные мероприятия, митинги, чествование героев, встречи с молодежью, районные праздники.

Создание публичного пространства, площади, посвященного столетнему юбилею комсомола.

 

Наступил ХХI век. Перевернута последняя страница века прошлого. Началась новая глава жизни человечества и нашей страны. За плечами отрезок времени, наполненный грандиозными событиями.  Сто лет назад, после Великой Октябрьской революции, страна объявила своей целью построение социализма.  Искренне, самоотверженно, с верой в счастливое будущее молодое поколение нового государства объединилось в отряд комсомольцев и вместе с партией коммунистов приступило к созданию справедливого общества – давнюю мечту людей. Челябинские комсомольцы принимали в этом самое активное участие. Энергично, с молодежным задором юноши и девушки с красными значками ВЛКСМ на груди учились, строили города и фабрики, возводили заводы-гиганты первых пятилеток.  Шли в атаку на полчища фашистских орд. С энтузиазмом восстанавливали после войны разрушенную страну. Участвовали в создании передовой промышленности, науки, культуры. Осваивали целинные земли, Сибирь, Дальний Восток. Штурмовали космос. Шесть боевых и трудовых орденов венчают этапы векового пути и подвигов комсомольцев.

Они достойны памяти и поклонения. Когда-то наступит и ХХII век. Многое забудется. Река времени унесет лица, события. Как рассказать об этом нашим потомкам интересно, понятно и просто? Как передать имена и идеи? Предлагаю установить необычный памятник – инсталляцию южно-уральскому комсомолу, который сохранит зримые образы наших героев, расскажет будущим поколениям об уральской молодежи ХХ века.      Одно из возможных, идеологически целесообразных мест установки памятника – Алое поле. Юго-западный пустующий угол. Объект вписывается в контекст исторической линии. Дополнит сложившийся мемориальный комплекс на «Алом поле», где уже установлен памятник «Орленок», ленинский мемориал, барельефы «Герои пионеры».  Теперь могут быть «Комсомольцы».

 

           Описание памятника челябинским комсомольцам. «Наш паровоз вперед лети!»

Предлагаемый проект памятника необычный. Это современный монументальный арт-объект, выполненный в виде инсталляции.  Как объясняет энциклопедия, инсталляция это пространственная композицию созданная из различных форм, фрагментов, текстов, предметов, объединенных единым художественным замыслом. В предлагаемом проекте узнаваемые объекты – паровоз, рельсы, крылья, книги, портреты, ордена, тексты песен соединены по заданной теме и, после смысловой трансформации, в результате парадоксального сочетания форм превращаются в уникальный художественный объект.

Это не скульптура, не памятник исторической личности. Это своеобразная иллюстрация общественного института, идеологического феномена, рожденного в новой стране – комсомола. Образный, визуальный ряд составляющих фрагментов памятника родился из песен комсомольской юности. Для понимания требуется ассоциативное восприятие.  Всем знакомый паровоз становится фантастическим локомотивом, летящим к великой цели – коммунизму.

Взлетная динамика, отрыв от земли задает уровень и парадигму планов строительства новой жизни. Изображение орденов на колесах подсказывает нематериальную движущую силу идеи коммунизма.  Взлетающие для взмаха «руки-крылья» объясняют дерзкую мечту молодежи 30 годов, стремящейся в новый мир будущего. Центральная часть арт-объекта – кабина вождей-машинистов, направляющих поезд к мечте. В широких окнах кабины мы видим и узнаем лица эпохи, рожденных, «что б сказку сделать былью». На нас смотрят подлинные изображения юных, двадцатилетних юношей и девушек – челябинских комсомольских активистов и их вожаков. Сегодня многим из них уже много лет. Иных уж нет. Но все, что вокруг нас – города, заводы, фабрики создано при их участии. Каждое лицо коллективного панно узнаваемо. Такими они были когда-то. Лица выполнены на светлом камне в технике фрескографии.

Грузовой отсек локомотива с книгами – образ идеологического топлива эпохи, генерирующий новые смыслы, модификация патриотического, летописного ряда тех времен.

Книги жития, книги-наставники наполняли паруса мечты, звали на подвиги. Как святцы, запечатлевшие эпоху, смыслы, новый миропорядок, вошли в сердца и кровь поколений.   Авторы книг – писатели-архитекторы предлагали строить «мы наш, мы новый мир» по чертежам «Интернационала» и «Марсельезы».

Динамизм композиции задается летящим в пространстве фантастическим локомотивом – символом технической революции того времени. И сегодня сказка-мечта стала былью. До остановки – «Коммуна», пока не добрались, но долетели, как и мечтали, до космоса. Стальные «руки-крылья» не подвели. Дерзкая мечта взлета, прорыва, вопреки закону тяготения, свершилась. До «пыльных тропинок далеких планет» осталось два шага.

Топливом, вращающим колеса истории, колеса комсомольского крылатого локомотива с орденской символикой, двигающим тектонические человеческие пласты, становятся не пар и не уголь, а новые идеи, новые теории, смелые мечты.  Вопреки колоссальным трудностям, каждый этап завершался трудовой или боевой победой и наградой.

Ордена на рабочих колесах – это аллюзия, метафора, намек на торжество идей, которые двигали комсомол к победам.

Каждая составляющая инсталляции проста, понятна. Тексты, названия книг дополняют историзм композиции. Объект должен вызывать неподдельный интерес, любопытство, эмоции у будущих поколений, для которых и создан этот объект.

Композиция и смысловая составляющая памятника требуют большого экспозиционного пространства. Осевая линия летящего тела локомотива, направление и воображаемая траектория полета крылатого объекта, который должен преодолеть «пространство и простор», не должна упираться в стены зданий.

Динамизм летящей композиции и конструкция предполагает использование современного металла. Все детали, в том числе «стальные руки-крылья», выполняются из нержавеющего металлопроката. Отсутствует мелкая пластика. В мировой практике металл широко применяется для создания ярких, выразительных монументальных изваяний. Они прочны, долговечны, антивандальны. Ордена, знаки, текстовые детали – бронзовое литье или двухмерная чеканка.

 

13

Олег Чернышев Олег Чернышев

* Авторские орфография и пунктуация сохранены
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять