На сайте ведутся технические работы. Возможна некорректная работа некоторых страниц.

Чтобы проголосовать, надо или зарегистироваться

Памятный арт-объект “Магазин “Калужское тѣсто” на Облупской”

Регион:Калужская область
Место проекта:город Калуга, улица Театральная (бывшая Облупская)
Чему посвящен арт-объект:Памятный арт-объект посвящен одной из славных страниц прошлого Калуги, ее былому "кулинарному бренду" - уникальному продукту под названием "калужское тесто", прославившему город в 18-19 веках.
Какие мероприятия могут проводиться рядом с арт-объектом?:Памятный арт-объект может использоваться при проведении экскурсий об истории Калуги (для рассказа о былой улице Облупской и торговле на ней, для рассказа об истории «калужского теста», купцах и магазинах, им торговавших). ООО «Калужское тесто», в данное время пытающееся возродить изготовление "калужского теста" по старинной рецептуре, готово во время городских праздников и массовых мероприятий, проводимых в центре города, устраивать на улице Театральной (бывшей Облупской) "костюмированную торговлю" разными сортами калужского теста «в разнос» (торговля разносчиками с короба, из корзин или ручных тележек, как в 19 веке). Арт-объект «Калужское тесто» может послужить поводом для организации и проведения на улице Театральной ежегодной ярмарки «Русские национальные сладости» (калужское тесто, коломенская и белёвская пастила, тульские, вяземские, владимирские пряники и другие изготавливаемые поныне сладкие продукты национальной кухни).

Арт-объектом «Магазин “Калужское тесто” на Облупской» мы хотели бы напомнить жителям и гостям города об одной из славных страниц прошлого Калуги, о почти забытом её «кулинарном бренде».

«Калужское тесто» – это ставшее широко известным в России XVIII-XIX веков местное лакомство, сладкое мучное изделие. Упоминания о нём обнаруживаются в различных источниках, в том числе в книгах и высказываниях известных деятелей российской науки и культуры, таких как историк В.О.Ключевский, писатели Г.И.Успенский, М.Е.Салтыков-Щедрин, Б.К.Зайцев, И.С.Шмелев, советские поэты Д.Бедный, А.Безыменский, ученый А.Л.Чижевский и др.

Традиция изготовления уникального местного продукта своими корнями уходит в далекие времена жизни наших предков – славян, научившихся изготовлять из солода и ржаной муки (с добавлением калины и позже других лесных ягод) «соложеное тесто». Кушанье называлось КУЛАГА, и это была САМАЯ ПЕРВАЯ мучная сладость (от слова «солод»), изобретенная на Руси! Лучшее приготовление этого простонародного кулинарного изделия признали за калужанами (в словаре Брокагуза и Ефрона в статье о кулаге так и говорится: «Лучший сорт кулаги известен под названием калужского теста»). А в Толковом словаре В.И.Даля в объяснении слова «тесто» находим: «…Соложёное тесто едят и сырое, и калужское славится.»

«Калужское тесто» – такое свое название продукт получил из-за присущей ему мягкости и пластичности, поскольку кулагу – калужское тесто поначалу потребляли в почти сыром, слегка пропаренном виде, готовилось оно в процессе сдержанного брожения без доступа воздуха со слабым нагреванием. В результате такого приготовления в тесте образовывались особые ферменты, богатые витаминами группы Вг, Вв, В12 и Bi5f, создающие совместно с токоферолами, которые возникают в процессе дрожжевого брожения, а также с активными витаминами калины (С и Р) поразительный эффект «вселечащего» продукта: он применялся не только как сладость, но и для «пользования» от разных болезней – простудных, нервных, сердечных, почечных, желчекаменных, печёночных.

Продукт обладал исключительным, приятным, сдержанно сладковато-кисловатым вкусом. С течением времени народное блюдо стали изготовлять с использованием более высокого температурного режима, но по-прежнему не выпекая: получалась мягкая черная масса (сохраняющая все полезные свойства кулаги), которой можно было ещё и придавать форму, а при употреблении она рассыпалась во рту. Со временем калужское тесто стали изготовлять и с различными добавками. Известно «хлебное, с миндалём, лимонное, апельсинное, ананасное, ореховое, фисташковое, какавное» калужское тесто.

Усовершенствованное в способах приготовления, калужское тесто постепенно стало не только распространенным простонародным постным продуктом, но и изысканным блюдом, излюбленным лакомством российской знати и царского двора. Вот, к примеру, как описывает российский прозаик Н.Э.Гейнце в книге «Князь Тавриды» пребывание князя Г.А.Потёмкина-Таврического в своей ставке перед взятием Очакова в 1788 году:

«В числе красавиц, гостивших в то время при главной квартире, были княгиня Голицына, графиня Самойлова и жена двоюродного брата светлейшего Прасковья Андреевна Гагарина. В угоду своим дамам Григорий Александрович не жалел ничего. Все малейшие их капризы исполнялись. Для них он выписывал с особыми фельдъегерями разные диковинки: икру с Урала и Каспия, калужское тесто, трюфели из Перинге, итальянские макароны из Милана и каплунов из Варшавы».

В 1817 году русский писатель и журналист Н.И.Греч путешествовал по Франции, Германии и Швейцарии. «Во Франции, как и в других землях, почти каждый город славится каким-нибудь особенным произведением, – писал он в путевых заметках. – Московские калачи, углицкое толокно, калужское тесто, вяземские пряники, выборгские крендели — знамениты в России».

Последние следы производства калужского теста обнаруживаются в предреволюционные годы: им торговали Гаврилов (на ул.Никитской), Кобликова (на ул.Облупской), Беляевы-Постниковы (на ул.Воскресенской).

Традиция изготовления калужского теста была прервана и практически утрачена в 20-30-е годы XX века. Вот какое высказывание обнаруживается, к примеру, в речи Н.К.Крупской перед рабфаковцами в те годы: «В давно прошедшие времена учили, что в Калуге изготавливается калужское тесто, в Туле – пряники. Мы далеко шагнули. Программы географии не нужно загромождать разным «калужским тестом».

Интересен также следующий факт. Традиция изготовления русского медового пряника, возникшая где-то около IX века, своими корнями уходит в общую традицию изготовления соложёного теста на Руси. С течением времени в тесто вместо солода стали замешивать мёд (получался медовый хлеб), а с появлением на Руси заморских пряностей – стали добавлять и их. При этом кулагу и ее особый сорт – калужское тесто продолжали изготовлять по исконной технологии предков: из ржаного теста и без выпекания (с сохранением всех полезных свойств натуральных продуктов). Пряник же (от слова «пряность») стали запекать при высокой температуре в твердую форму. Таким образом, традиция изготовления знаменитого русского пряника берёт своё начало от более древней традиции изготовления кулаги и калужского теста!

Памятный арт-объект «Магазин “Калужское тесто” на Облупской», по замыслу, должен имитировать собою уголок старой, дореволюционной Калуги. Для этого он монтируется в стену одного из домов на улице Театральной, называемой жителями города «калужским Арбатом» (пешеходная зона). Эта улица именовалась до 1912 года Облупской (рядом с арт-объектом на стене устанавливается табличка с адресом, предположим, “Облупская 10”): на ней были расположены торговые и питейные заведения, здесь же располагался и один из трех известных магазинов, продававших калужское тесто. Арт-объект представляет собой имитацию внешнего вида типичного магазина (лавки) XIX века. Для этого в стену монтируется «вход в магазин», состоящий из дверей, кованого козырька над ними и вывески «Калужское тѣсто» (всё изготовляется по образцам XIX века). На входной двери (или по бокам от двери) в стилистике рекламы XIX века «вывешены» высказывания известных российских деятелей науки и культуры разных времён о калужском тесте. С обеих сторон от входа монтируются окна (по образцам XIX века). Через одно из окон (в нём на витрине выставлены разные продающиеся сорта калужского теста) можно увидеть внутренность торговой части магазина, где посетители покупают у продавца калужское тесто. Во втором окне виден производственный цех и работники, занимающиеся приготовлением калужского теста (изображение позволяет экскурсоводам наглядно рассказывать о технологии изготовления продукта): один из работников засыпает в кадку солод, муку, ягоды, второй расфасовывает готовое тесто, отстоявшее ночь в остывающей печи и теперь вынутое из неё. Эти «внутренности» двух окон изготовляются в виде картины, расположенной в углублении окна и подсвеченной (но лучший вариант – в виде картины с переходом в предметный передний план, как в диораме).

4

Валерий Калашников Валерий Калашников

* Авторские орфография и пунктуация сохранены
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять