На сайте ведутся технические работы. Возможна некорректная работа некоторых страниц.

Чтобы проголосовать, надо или зарегистироваться

Лыковский шишак

3.11.2018
Регион:Владимирская область
Место проекта:село Лыково Владимирской области
Чему посвящен арт-объект:Владимирскому древнерусскому декоративно-прикладному искусству домонгольского периода, истокам военной истории и военной археологии России, месту нахождения династического символа русских князей, зарождению российской государственности, знаковому историческому событию - Липицкой битве 1216 года, памяти защитникам отечества владимиро-суздальской земли, региональному краеведению и генеалогии.
Какие мероприятия могут проводиться рядом с арт-объектом?:Мероприятия, приуроченные ко Дню народного единства, региональным краеведческим мероприятиям, Дню села, празднику "День краеведа" и другим праздникам, относящимся к чествованию и памяти защитников отечества, а также юбилейные региональные исторические и краеведческие мероприятия.

Арт-объект (мемориальный знак) представляет собой модель шлема владимирского князя Ярослава Всеволодовича, выполненную в 10-кратном или ином масштабе, содержит оригинальные сюжеты домонгольской орнаментики. Сохраняя модельное сходство с оригиналом, арт-объект должен символизировать и олицетворять:

  1. Образец владимирского древнерусского декоративно-прикладного искусства домонгольского периода, содержать элементы, схожие с характерными сюжетами владимирского белокаменного зодчества того же периода, а также представлять собой уникальный образец части древнерусского княжеского доспеха.

(см. работы известных отечественных специалистов по древнерусскому искусству Г.Н. Бочарова, В.Л. Янина, А.В. Арциховского и др.)

  1. Начало развития отечественной военной археологии и военной истории.

Анатолий Николаевич Кирпичников — советский и российский археолог, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР отмечал: «Шлем Ярослава Всеволодовича был одним из первых предметов, с которых началось изучение не только оружия, но и вообще русских древностей». Кирпичников А.Н. Древнерусское оружие. Выпуск 3. Доспех, комплекс боевых средств IX—XIII вв. — Наука, 1971.

Изображение шлема Ярослава Всеволодовича размещено на фронт-ковере учебника ”История России. 6-й класс” (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина).

Шлем Ярослава Всеволодовича использовался в образе его сына – великого заступника Русской земли, Александра Невского, в известном фильме Сергея Эйзенштейна “Александр Невский” (1938 г.)

Также символ является эмблемой известного научного семинара «Военная археология» http://millitarch.ru

  1. Династический символ русских князей. Исследования Г.Н. Бочарова и В.Л. Янина определяют этот шлем, как династически наследуемый, имеющий изображения небесных покровителей не только самого Ярослава, но и его деда, Юрия Долгорукого, и прадеда Владимира Мономаха.

Одновременно шлем рассматривается как символьный пример древнерусской генеалогии в частности и отечественной генеалогии в целом.

  1. Знаковое летописное историческое событие – “Липицкую битву 1216 г”. Первое летописное упоминание не содержало каких-либо подробностей, кроме упоминания самого события, его участников, времени и приблизительного места в окрестностях Юрьева-Польского и Гзы. Позднее описание обросло различными авторскими дополнениями. Шлем Ярослава Всеволодовича фактически является единственным известным артефактом-свидетелем Липицкой битвы – значимого исторического эпизода в истории владимиро-суздальского региона и России домонгольского периода.
  2. Народное единство, объединение личных усилий вокруг общего дела,  зарождение русской государственности.

Этот предмет (шлем Ярослава Всеволодовича), чудесным образом вернувшийся в нашу историю и культуру, в первую очередь напоминает нам об опасности любой розни, тем более родственной, дает нам урок и напоминание о необходимости единства в наших благих устремлениях. В том числе, является очень символичным в рамках проходящего конкурса. Реализуемый арт-объект по своему смысловому содержанию смог бы в будущем также символизировать задачи проекта “Культурный след”.

  1. Память заступникам родной земли.

Давая оценку тому или иному историческому событию, его необходимо рассматривать в контексте его исторической эпохи. В данном случае – феодальной раздробленности, стремлении к защите своих территориальных интересов (на тот момент интересов княжеств). Напомним, что летописные своды говорят о больших жертвах, связанных с событиями Липицкой битвы. И этими жертвами преимущественно стали местные жители, наши прародичи, уроженцы владимиро-суздальской земли. Создаваемый арт-объект справедливо и даже обязательно считать также мемориалом, памятникам жертвам, защищавшим свою родину, свою землю и свое отечество.

  1. Краеведение и краеведческие инициативы.

Как говорил выдающийся краевед Зигурд Оттович Шмидт “краеведение – это, в первую очередь краелюбие”.

Владимиро-Суздальское Ополье помимо богатства своей истории, богато памятью о ней и бережным ее сохранением. И предлагаемый проект, его активная поддержка – тому яркий свидетель. Сильная региональная краеведческая работа – одна из основ сохранения исконно русской культурной идентичности. Воплощение этого проекта, по нашему мнению, станет еще одним историческим маркером и важным краеведческим символом и символом краеведческой силы.

Мемориальный знак должен отображать историко-художественную ценность артефакта – содержание элементов оригинальной чеканки. В месте установки памятника должен содержаться информационный материал об объекте и его символичности.

Шлем Ярослава Всеволодовича известен как символ начала российской военной археологии и является единственным артефактом предполагающим свое отношение к месту Липицкой битвы 1216 года с четкой географической привязкой по месту нахождения в окрестностях города Юрьева-Польского.  Шлем был найден в окрестностях села Лыкова в зарослях орешника в 1808 году местными крестьянами. Этим определяется предлагаемое место установки – село Лыково Владимирской области. В месте установки мемориального знака может также быть посажен орешник, соотнося арт-объект с обстоятельствами его нахождения.

В контексте развития внутреннего туризма предлагаемое место удачно расположено на маршруте по “Золотому кольцу” и находится в границах этого культурного пространства.

Конструктивно объект представляется капитальной конструкцией из кирпича или бетона, имеющей контуры шлема с декоративной атмосферостойкой отделкой и металлической орнаментикой, украшающей его поверхность.

2 592

Иван Карцев Иван Карцев

* Авторская орфография и пунктуация сохранены
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять